Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Критические статьи о живописи Врублевского Сергея Николаевича.

Опубликовано 01.01.2000

Аннотация на живописные произведения Сергея Николаевича Врублевского, Александр Байкалов.

«Москва, февраль» (х.м. 50Х105, 2008г.)

«Москва, июль» (х.м. 52Х110, 2008г)

«Измайлово, январь» (х.м., 60Х70, 2008г)

«Облака, утро» (х.м., 50Х80, 2008г.)

«Россия» (х.м., 45Х105, 2008г.)  

«Утро в Кишарино» (х.м., 51х101, 2008г.)

 

Для того чтобы читать книгу, нужно знать буквы и уметь складывать их в слова. Для того чтобы считывать визуальный образ, также необходим определенный запас знаний и умений.

Чтобы определить значение и место пейзажной живописи художника Сергея Врублевского необходимо очень хорошо представлять все мировое художественное  развитие и место русской живописи в нем.

Русское изобразительное искусство в традиционном понимании этого термина формируется довольно поздно. Русская культура по силе и уровню своей художественной выразительности равная всемирной,  вошла в мировую художественную историю как «икона», как «эпоха романтизма» и как «серебряный век». Именно эти вектора оказали влияние на общемировую культуру.

В русском сознании причудливо переплетаются имперские тенденции (работа всего народа на «один рывок», на одну цель,  все за единую империю, сформирован особый психотип человека «на рывок»), философия православия (недеяние, взгляд  во внутренний мир человека, первостепенное значение внутренних качеств, созерцание как процесс познания бога, особое ощущение времени),   двухступенчатая социальная лестница («страна рабов, страна господ»).

В Русской истории хорошо виден 100-летний цикл развития. Когда культура окостеневает, происходит момент бифуркации, т.е. выбор нового канала эволюции.  А так как особую роль в русском сознании играет философия православия, в котором  основополагающим принципом является преданность традиции, принцип ада и рая (отсутствие «нейтрального» понятия, чистилища, как в западноевропейской культуре, которое ввел Данте 400 лет назад), принцип соборности (особая роль коллектива и коллективного сознания), -  в момент бифуркации  это приводит к очень мощным социальным потрясениям.

Кто такой русский человек? Это понятие абсолютно не обозначает этническую принадлежность. Русский человек  - это строитель великой русской империи. Русским человеком может быть и этническая немка, поэзию русской натуры может передать и этнический еврей. Все этносы, входящие в состав российской империи объединяет добровольное желание быть единым целым. Так рождаются империи.

Какие же тенденции происходят в социальной роли художника в России?  Само слово художник, происходит от слияния «худо жить». Если перевести дословно с европейских языков понятие «художник», то получится артист – краска или рисующий артист. То есть в европейском сознании  художник – это человек, который развлекает посредством краски, карандаша, формы…

В открытую Петром Академию художеств, принимались по началу «самые ненужные» из крестьян, сироты беспризорные и т.п. Для этих людей профессия была ремеслом, средством обеспечить свое существование.  Люди из высших дворянских сословий также занимались изобразительным искусством. Но для этих людей это было культурным, аристократическим проведением досуга.  Что нисколько не уменьшает значение их вклада в общую копилку культурных ценностей. Именно с этой субкультурой связанно наше родство с западноевропейской художественной культурой. 

Третьей мощной силой является низовая, «смеховая» субкультура. ( Здесь берет свое начало лубок, народное творчество).

Далее на авансцену выходит субкультура разночинцев во второй половине 19 го века в России. В Европе это субкультура среднего класса.      

В той или иной исторической ситуации более востребованы то художники одного типа, то другого.  В этом заключена  пластичность культуры в целом – наличие многообразных субкультур.

Следующий аспект, который следует вспомнить и  отметить – это главные идеи романтизма. Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений приезжают и снова уезжают. В литературе возникают образы почтовой кареты, путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает “Лечился, говорят, на кислых он водах...”), а потом вновь куда-то уезжает (“Карету мне, карету!”). Эта идея отражает существование человека в постоянно меняющемся мире. В изобразительном искусстве это выражено через эскизную манеру письма, повышенную экспрессию.

Особую связь можно проследить в работах Сергея Врублевского и французского импрессионизма.

Вспомним немного об импрессионистах. Одна из картин, представленных на первой выставке  “независимых”, как  себя сами предпочитали называть художники, принадлежала Клоду Моне и называлась “Впечатление. Восход солнца”. В появившемся на следующий день газетном отзыве на выставку критик Л. Леруа всячески издевался над отсутствием “сделанности формы” в картинах, иронически склоняя на все лады слово “впечатление” (impression), будто бы заменяющее в работах молодых художников подлинное искусство. Против ожидания, новое слово, произнесенное в насмешку, прижилось и послужило названием всего течения, поскольку оно как нельзя лучше выражало то общее, что объединяло всех участников выставки –  субъективное переживание цвета, света, пространства. Стараясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, художники освободились от традиционных правил и создали новый метод живописи.

Импрессионисты выдвинули собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира. Они стерли грань между главными предметами, достойными высокого искусства, и предметами второстепенными, установили между ними прямую и обратную связь. Импрессионистический метод стал, таким образом, максимальным выражением самого принципа живописности. Живописный подход к изображению как раз и предполагает выявление связей предмета с окружающим его миром. Новый метод заставил зрителя расшифровывать не столько перипетии сюжета, сколько тайны самой живописи. Для художника – импрессиониста по большей части важно не то, что он изображает, а важно “как”. Объект становится только поводом для решений чисто живописных, “зрительных” задач. Характерна краткость, этюдность творческого метода импрессионизма. Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы.  

Произведения визуальных искусств иначе раскрывают «образ современности» чем архивные сводки. Вот что такое Россия? Тройка - Русь, куда ты мчишься? Это глубокий образ России, зафиксированный посредством искусства слова. Прямое переложение искусства слова на визуальные искусства, чаще всего неудачны, иллюстративны  и не самостоятельны. Самые значительные произведения русской культуры носят не описательный характер. Описательный принцип более характерен для субкультуры кича и народного промысла. Изобразительные искусства  обладают своим языком, своей системой образного формирования. В живописи это цвет. Цвет в живописи это больше чем просто цветная краска.

В картине Врублевского «Москва, февраль» (х.м. 50Х105, 2008г.), формируется именно такой живописный образ России. Обобщенную, раскрывающий безумную динамику нашего времени  художник создает за счет очень легкой и виртуозной манеры письма. Натурно точные цветовые отношения, композиция цветовых пятен и лаконичность в сумме создают ощущение большого произведения.  Мощным образным акцентом работают красные стены кремля. Смотришь и память перелистывает страницы истории. Красный – красивый,  Красный – кровь,  в этом вся наша история… Человек превращается в точку, в маленькую цветную точку, растворяется в пространстве. Цветовая палитра зеленый – красный - синий, роднит ее с цветовой системой иконописи. Отсутствие лишних подробностей добавляет знаковости картине, «картине мира» сопережитого через художника. Это произведение несет в себе особый заряд осмысления истории России. Мощные красные стены кремля,  как бы парящие в воздухе купола церквей, ровные ритмы советских окон. «Москва, февраль» – это живописный образ неоднозначной истории России. 

В другом произведении «Москва, июль» (х.м. 52Х110, 2008г.)  художник, раскрывает нарядность, характерную русскую ярмарочность, позитивное отношение к миру. Здесь совершенно иное натурное состояние.  Созерцание и сопереживание пейзажа как духовная основа для русского сознания. Каждая деталь наполнена солнечным светом, светом, который является одним из проявлений божественной сущности. Как на самых ярких образцах русской живописи, здесь казалось бы в физическом смысле ничего не происходит. Но как раз тут и начинается русское искусство.  Медитативность и взгляд направленный сквозь материю внутрь вещей. Художник находит очень удачное сочетание «выразить невыразимое» согласно духовной русской традиции и живописный метод,  очень выразительно и синтетично в рамках одного произведения. Без ложного пафоса, без профанации.

В серии пейзажей о Москве, на первый план выходит городской пейзаж. Сама природа отходит на задний план. Пейзаж мягко растворяется в архитектуре, а архитектура в пейзаже. Посредством такого решения, удачно раскрывая идею «всеединства».

Совсем другой поэтичностью обладает произведение «Измайлово, январь» (х.м., 60Х70, 2008г). Архитектура становится частью натуры. Тонкие цветовые нюансы белого.  Формат холста, близкий к квадрату,  чередующиеся ритмы стабильных форм – вот выразительные  средства для передачи настроения, чего-то вечного и вневременного. Этот способ художественного обобщения, позволяющий подняться над обыденностью и «литературщиной» позволяет достичь высокого художественного эффекта.  

Русский пейзаж – это больше чем картинка с натуры. Русский пейзаж – это способ и система выразить все ценности русского духа. Через образы природы мы выражаем чувства, эмоции и переживания. За образами природы мы способны считывать нечто более важное, обладающее особым сакральным смыслом. Если в западноевропейской культуре все выражается через образ человека (особое значение имеет жанр НЮ, каждое поколение художников разрабатывают темы земного и небесного, эрос и античность.), то в русской живописи – образ человека равен образу природы. Говорим гроза – вспоминаем трагедию Островского. Говорим гроза  Коро - вспоминаем гнущиеся деревья.

Главным героем в пейзаже «Облака, утро» (х.м., 50Х80, 2008г.) становится отражение и насыщенность светом.  

Русский пейзаж – это сакральный образ человека. Свет – это проявление божественного абсолюта. В каждом отблеске и отражении русская душа ощущает присутствие божественного начала. Кремль – отражение града божьего на земле. Человек светится от счастья – соответственно переживает божественную благодать.  Звенящее отражение облаков в озере – это образ глубоко сакральный, мистический. Отражает особое мировосприятие и раскрывает образ русской души. Русское сознание макрокосмично. Человек растворяется в макрокосмо, сливается с божественной сущностью. Поэтому русский человек с радостью придаётся созерцанию. Европейцам трудно это понять. Их культура выражена через действие. Наша через «недеяние». Но физическое «недеяние» означает особое внутреннее движение. Это трудно поддается визуальному анализу.  Это можно только почувствовать. Увидеть «внутренним взором».

Рассматривая эволюцию художественно – выразительных средств, мы видим как художник в ранних своих произведениях сосредоточен на разработке цветовой палитре, на передаче тончайших нюансов. К его ранним работам были применены эпитеты колориста, мастера полутонов. Теперь художник пришел к обобщению образно-эмоционального портрета природы.

Образы города Москвы и «Академички» создавали в своих произведениях многие художники на протяжении всей их истории. Особо трудно по-новому увидеть пейзаж,  уже прошедший через творчество выдающихся живописцев. Таких как Сорока, Венецианов и многих-многих других художников. В свою очередь это дает нам хорошую почву для сравнительного анализа. Даже не вооруженным глазом виден запоминающийся «авторский стиль».  Без подражательств и плагиата. Это новый взгляд на русский пейзаж глазами художника ХХI века. Самобытная манера, широкий диапазон художественного образования, позволяет художнику мыслить масштабно.

Для данного этапа творчества Врублевского, свойственны горизонтальные форматы холста. Композиция начинает строиться чаще по горизонтали. Появляется большая концентрация на главном, большая обобщенность образа. Второстепенные элементы занимают свое периферийное место.  В технике письма используются мягкая кисть, щетинная, торцовая, мастихин и даже палец с тряпкой. Сохранено основное кредо художника -  «высшее мастерство в живописи это нюансы и  полутона». Чем утонченнее, тем выше уровень живописи.

В картине Россия (х.м., 45Х105, 2008г.),   интересно визуализируется идея равенства и подобия мира «дольнего и горнего», т.е. мира земного и небесного. Земное созвучно небесному. И между ними полоска заката. Заката как особого, сакрального переходного состояния.

Самый яркий пример того,  как художник концентрирует все свое внимание на  главном образе  - «Утро в Кишарино» (х.м., 51х101, 2008г.). Мощная цветовая моделировка цветом композиционного центра и тающая нюансировка  к периферии холста. Это пример сочной, насыщенной живописи. Очень качественного, сбалансированного произведения для визуального наслаждения.

Живописная система Врублевского построена на точных цветовых отношениях,  на удивительно деликатных цветовых нюансах.  Его произведения адресованы созерцающему зрителю, воспринимающему широкую колористическую палитру и находящего в этом особое эстетическое удовольствие.

 

Александр Байкалов, 14.12.2009г.